Новая Каховка
C

» » Украина космическая: почему ученые инертные, а бизнеса нет

Украина космическая: почему ученые инертные, а бизнеса нет

Украина космическая: почему ученые инертные, а бизнеса нет

В советские времена Украина была одним из флагманов космической промышленности. Можно сказать, что именно здесь находился один из главных "мозговых центров" советской космонавтики. Первые искусственные спутники Земли были разработаны в конструкторском бюро "Южное" (г. Днепр), на мощностях Южного машиностроительного заводов эти спутники собирались. А всего на территории Украины насчитывалось около 600 различных предприятий и организаций, которые принимали участие в разработке новых технологий и создании ракетно-космической техники.

 

После того, как Украина обрела Независимость и согласилась на статус безъядерной державы, продолжение многих разработок оказалось бессмысленным. Наша страна продолжала участвовать в международных проектах, но выступать в качестве самостоятельного игрока уже не могла.  

 

Космическая наука и промышленность постепенно стали отступать на задний план. Финансирование сокращалось, количество научных разработок в данной сфере. На сегодня Государственной космическое агентство насчитывает всего 26 предприятий ракетно-космической отрасли. В госбюджете текущего года на отрасль предусмотрено порядка 2 млрд грн, или меньше 80 млн долларов. Для сравнения: это сумма, примерно равная той, которая тратится сегодня развитыми космическими державами на построение и запуск одного искусственного спутника по старым технологиям. А, к примеру, разработка первого украинского телекоммуникационного спутника "Лыбидь", который планировалось запустить на орбиту в 2018 году, оценивается в 300 млн долларов.

 

После начала российской агрессии даже те немногие международные проекты, которые велись, Украине пришлось прекратить. А КБ "Южное" пришлось заняться разработками для нужд Вооруженных Сил Украины.

 

Визит президента Украины Петра Порошенко в город Днепр весной этого года вызвал удивление у многих. Он также был связан с темой космоса, но глава государства посетил не флагманские предприятия, а малоизвестный R&D-центр (от англ. Research & Development – исследования и разработки) частной аэрокосмической компании Firefly Aerospace.  

 

Владельцем Firefly Aerospace является украинский бизнесмен из Запорожья Макс Поляков, который живет в США и который в 2017 году выкупил активы американской компании Firefly Space Systems, занимающейся разработкой малых и средних ракет-носителей для коммерческих запусков на орбиту. Новый владелец не стал менять направление деятельности компании. Наоборот, он решил создать ее дочерние компании и у себя на родине, в Украине, подключив к разработкам украинских ученых, которые еще продолжали заниматься космической тематикой. При непосредственном участии украинских программистов, инженеров, физиков созданы и готовятся к запуску в следующем году американские ракеты Firefly-α и Firefly-β, ведется ряд других проектов, так или иначе связанных с темой космоса.

 

О проблемах и перспективах украинской космической науки и о новых разработках мы попросили рассказать руководителя одного из проектов, профессора Днепровского национального университета и сотрудника Space Electric Thruster Systems (SETS) Александра Петренко. Под его руководством разрабатываются новые системы двигателей для ракет Firefly, и наверняка не только для них.

 

- Можно ли сказать, что в Украине возрождается космическая наука и промышленность? В частности, по вашему направлению?

 

- В Украине раньше было много специалистов в области ракетных двигателей. Во времена СССР они в основном работали на Россию, а после 1991 года эта тематика осталась больше по университетам, государственное космическое агентство Украины особо не поддерживало это направление.

 

Несколько лет назад украинский предприниматель Максим Поляков организовал в Украине лабораторию, которая потом превратилась в проект SETS. Это лаборатория по созданию двигательных установок космического применения. Наши технологии позволяют спутнику поддерживать параметры орбиты, ориентации и стабилизации спутника, соблюдать и увеличивать высоту полета.

 

Для выполнения многих задач, особенно для задач авиационного зондирования, желательно, чтобы спутники располагались как можно ближе к Земле. Таким образом разрешающая способность будет выше. Такие двигательные установки позволяют значительно расширить технологии дистанционного зондирования Земли, по сравнению с традиционными.

 

- То есть благодаря украинским двигателям спутники смогут…

 

- …Летать на более низких орбитах, маневрировать. Они также используются для создания группировки спутников. Метод авиационного зондирования эффективен и начинают давать коммерческий эффект, если одновременно на одной орбите находятся не менее 7, а лучше 12 – 16 спутников, чтобы они могли лететь один за другим и покрывать съемкой соседние полосы.

 

Такие двигательные установки достаточно востребованы в мире. С ними летают ведущие мировые компании – Airbus, Ariane. В Китае несколько исследовательских институтов занимаются такими разработками.

 

Мы постарались собрать весь интеллектуальный ресурс, который еще остался в Украине и, пользуясь инвестициями, попытаться наверстать упущенные возможности, заполнить тот пробел, который образовывался с 90-х годов.

 

- Востребованы ли эти технологии в Украине?

 

- Пока не востребованы, так как у Украины нет спутников, и они пока, можно сказать, не разрабатываются. Потому что те 60 или 90 миллионов, которые выделяются космическому агентству, – это очень мало. 

 

От нас сейчас требуют выходить на мировой рынок. А туда очень трудно выйти без летной истории. Вон, у российской компании "Факел" полетные эксперименты велись с 70-80 года прошлого века. А мы только сейчас стали пытаться закрыть тот провал, который был у нас с 90-х годов. Недавно, например, мы участвовали в астронавтическом конгрессе в Бремене. Там проводили переговоры не менее чем с 20 компаниями – японскими, корейскими, казахскими, американскими. Побывали также в Казахстане, где есть завод по производству спутников. Мы предлагаем свои установки на их перспективные спутники.

 

- А можно ли говорить о том, что в перспективе ваши разработки пригодятся и украинским спутникам?

 

- Я в это не верю. И дело не только в том, что государство не выделяет деньги. В Украине бизнеса как такового нет. Например, на одной из конференций по прикладной математике выступал один ученый, кажется, член-корреспондент Академии наук. Рассказывал, что они много лет ведут разработки по введению жестовой информации в компьютер, разрабатывают алгоритмы распознавания изображений, формализации и т. п. Когда тот закончил выступление, Поляков вскакивает и говорит: "300 млн долларов! Вы своими разработками уничтожили всю джойстиковую промышленность Китая". 300 млн долларов – это ежегодный оборот этой промышленности.

 

- И что ответил ученый?

 

- А он сказал, что не поддерживает компьютерные игры, поэтому и дальше будет работать за деньги госбюджета…

 

Понимаете, у нас чрезвычайно инертные ученые. Я вот всю жизнь проработал в университете. 12 лет был деканом физтеха. А этим летом написал заявление, решил уйти с должности декана, чтобы не отвлекаться от реальной работы, поскольку появилась такая возможность.

 

Но когда я, объездив полмира, привожу в Украину какие-то задачи и предлагаю коллегам заняться ими, слышу ответ: "Мы этими вопросами не занимаемся". Многие привыкли жить по инерции, занимаясь тем, чем хочется, а не тем, что реально нужно. Ученых, которые готовы заняться решением задач, которые они до сих пор не решали, можно пересчитать по пальцам. Остальные не готовы к этому.

 

А я считаю, что частные инвесторы – это фантастическая возможность для Украины. Мы должны сейчас решать такие технологические задачи, до которых конкуренты за 2-3 года не додумаются. Только при таком условии мы сможем продвинуться вперед. 

источник


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.