Нова Каховка
C

» » Украинцы не будут нести ответственность за кражу средств с банковских карт

Украинцы не будут нести ответственность за кражу средств с банковских карт

С 1 августа банки будут обязаны возвращать клиентам средства, украденные мошенниками с их карт Visa. Исключением станет лишь факт содействия держателя карты преступникам. Участники рынка считают, что их клиенты и сами должны проявлять осторожность при использовании карт.


Нулевая ответственность
Через полгода украинцы не будут отвечать за кражу средств со своих платежных карт. С 1 августа платежная система Visa внедрит в Украине принцип нулевой ответственности для держателей ее карт. «Такой принцип работает в США очень давно. Visa решила распространить его на весь мир. Если мошенники украли деньги с карты человека без его содействия, то человек не несет ответственности за это. После проведения расследования банк должен будет вернуть ему деньги, – рассказала директор по управлению рисками компании Visa Лариса Макарова. – Мы даем банкам полгода, чтобы подготовиться и внедрить инструменты для этого».

В Украине вопрос кражи денег с карт стоит остро. В прошлом году Верховный суд вынес отдельную правовую позицию, в которой указал, что банки обязаны из своих средств возвращать клиентам деньги, украденные с их карт мошенниками, если нет доказательств, что клиенты сами спровоцировали кражу своими действиями или бездействием. Тем не менее банки часто отказывают в возврате средств из-за того, что клиент сообщил об их краже уже после совершения неправомерной трансакции.

В Visa считают такую позицию неправильной. «Клиент приносит деньги в банк, кладет их на карту, а банк говорит, что в случае чего он ответственности не несет. Это в корне неправильно. Банки должны усовершенствовать свои системы безопасности, работать со страховыми компаниями», – говорит Лариса Макарова.

К тем банкам, которые не будут выполнять это требование, Visa собирается применять меры воздействия. Но какие это будут санкции она не разглашает.

Клиентские сложности 
В Нацбанке поясняют, что клиенты банков могут пользоваться такой прерогативой в своих интересах. «Раньше в законодательстве максимальная ответственность держателя платежной карты составляла 1,5 тыс. грн. Но банки сказали, что у наших граждан не такой менталитет и они будут использовать это против банков. Были внесены изменения в законодательство, и от этой нормы отказались», – рассказал начальник отдела департамента платежных систем НБУ Владимир Харченко.

Участники рынка считают, что доказать виновность клиента в краже денег сложно. «Непонятно, как оценивать ситуацию, когда пин-код написан на карте и она потеряна. Или клиент сообщил все свои данные кому-то, то разве должен банк отвечать за это?» – удивлен начальник отдела мониторинга рисков платежных карт управления экономической безопасности Укрэксимбанка Анатолий Денис.

Самодисциплина
Уровень финансовой грамотности украинцев оставляет желать лучшего, поэтому они могут неосознанно разглашать информацию о своих картах. «60-65% клиентов банков разглашают данные о своих платежных картах третьим лицам. В основном, речь, конечно, идет о пенсионерах», – отмечает начальник отдела безопасности платежных и карточных систем УкрСиббанка Дмитрий Мороз.

Клиенты банков должны более ответственно относиться к своим сбережениям. «Люди должны быть более внимательными. Деньги размещены на карте и есть риск их потерять. Нужно понимать, что случаев мошенничества будет все больше и больше. Но также нужно увеличивать и ответственность за такие действия преступников», – говорит директор Центра экономических исследований и прогнозирования «Финансовый пульс» Сергей Мамедов. 
 


Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або зайти на сайт під своїм іменем.

комментарів

Інформаційне повідомлення

Коментувати статті на нашому сайті дозволено лише на протязі 5 днів з моменту публікації.