Новая Каховка
C

» » Украинские услуги на продажу: прокачка и "мозги"

Украинские услуги на продажу: прокачка и "мозги"

Украинские услуги на продажу: прокачка и "мозги"

Украина наращивает экспорт услуг, прежде всего наукоемких и высокотехнологичных. По данным Госслужбы статистики, за 2017 год мы продали сервисов за рубеж на 578,6 млн долларов (+5,9%) больше, чем в 2016 году. Но пока доля услуг — всего 20% от общего объема экспорта, остальное составляют товары. Экономисты говорят, что доля будет увеличиваться, и это выгодно Украине, так как услуг мы продаем больше, чем покупаем, а вот товаров — наоборот.

Украинские услуги на продажу: прокачка и "мозги"

Что и кому

 

Как видно из инфографики, самой большой статьей нашего экспорта услуг остается транспортная — почти 55%, или 5,7 млрд долларов, в том числе около 3 млрд долларов нам платит РФ за прокачку газа в Европу. Именно этим и объясняется, что Россия по-прежнему остается нашим самым крупным покупателем услуг.

 

А вот покупатели "мозгов" украинцев (IT-услуги) — это США и Великобритания, которые активно используют украинские программные разработки. По сравнению с 2016 годом имеем прирост по этой статье экспорта на 3,8% (до 1,706 млрд долларов).

 

Востребованы и рабочие руки наших мастеров: по давальческой схеме (сырье и расходные материалы — заказчика, оборудование и исполнители — наши) мы производим все больше одежды и обуви для европейских фирм, товаров химпрома и автопрома, мебели. Главные наши заказчики здесь — Германия и Польша, а всего мы нашили и насобирали на 1,392 млрд долларов (+23,7%). Почти миллиард долларов страна зарабатывает на научных разработках, консалтинге и других услугах.

 

Что касается импорта услуг Украиной, то здесь можно выделить две самые большие статьи: транспортные услуги на 1,176 млрд долларов (+18,9%) и государственные и правительственные услуги — на 1,036 млрд долларов (–22%). Последние, согласно Классификатору внешнеэкономических услуг, включают в себя расходы на содержание и охрану наших посольств за рубежом, рассмотрения исков в международных судах, оплату миссии ОБСЕ на Донбассе и др. Довольно много — почти 400 млн долларов (+22%) — Украина уплатила за использование иностранных патентов и других продуктов интеллектуальной собственности, например, популярной компьютерной операционной системы. И все же превышение экспорта услуг над их импортом получилось почти двукратное — 10,447 млрд долларов против 5,359 млрд долларов.

 

Эксперты

 

Экономисты видят будущее экономики Украины прежде всего в наращивании экспорта услуг, а не товаров.

 

"Производство по давальческим схемам надо развивать, так как это рабочие места, стабильные зарплаты и отсутствие проблем для наших производителей со сбытом продукции, — говорит президент Украналитцентра Александр Охрименко. — А экспорт IT-услуг по сравнению с 2013 годом вырос в 2,5 раза. Наши IT-специалисты прочно интегрировались как соисполнители у американских и британских компаний, имеющих крупные заказы, поэтому перспективы у них хорошие".

 

Экономист Иван Никитченко считает, что надо строить больше дорог, это увеличит роль Украины как транзитного государства:

 

"Надеяться только на доходы от экспорта российского газа в Европу недальновидно, так как РФ активно ищет обходные пути. Также есть потенциал в сфере туристических услуг. Но главное — улучшить инвестиционный климат, тогда получим рост не только экспорта услуг, но и высокотехнологичных товаров".

 

По товарам — в убытке на 6 млрд долларов

 

Ситуация с экспортом и импортом товаров за минувший год намного ухудшилась. Продажи за рубеж увеличились на 6,9 млрд долларов — до 43,27 млрд долларов, но импорт вырос намного больше — на 10,3 млрд долларов — до 49,6 млрд долларов. В итоге минус превысил 6,3 млрд долларов. Самый большой доход от экспорта принес металл — 10,2 млрд (+20%), продукция агропрома — 9,2 млрд (+14%), машиностроение — 4,28 млрд (+18%). Самые большие расходы пришлись на энергоносители — 11,7 млрд (+49%) и покупку транспортных средств — 4,2 (+41%). По мнению Никитченко, причина дефицита торгового баланса — мы продаем в основном сырье, а покупаем высокотехнологичные товары (автомобили, локомотивы). Также большая проблема — зависимость от импорта топлива.

 

источник


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.